История России
Россия с начала II Мировой войны и до Брежнева.

Главная страница

 

Содержание

Притеснения писателей и поэтов во время послевоенных репрессий

Одновременно с кампанией на сельскохозяйственном фронте, начинается наступление и на идеологическом. 14 августа 1946 г. Ц.К. КПСС издал постановление “о журналах 'Звезда' и 'Ленинград'”, а 26 того же месяца “о репертуарах драматических театров и мерах по их улучшению”.

В первом из них говорилось, что грубой ошибкой этих журналов является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе а также поэтессе Ахматовой, типичной представительнице чуждой советскому народу пустой, безидейной поэзии. Во втором постановление особенно резко обрушивается на “... чрезмерное увлечение постановкой пьес на исторические темы” и требует “ликвидировать отставание на идеологическом фронте”.

В газетах и журналах появляется ряд статей, обвиняющих не только отдельных историков, но и Институт Истории Академии Наук в “грубоошибочных антимарксистских трактовках ряда важнейших исторических проблем”.

Те объективные исторические работы, которые были написаны во время войны и считались полезными для поднятия патриотизма и воинского духа, теперь объявлялись “буржуазными” и подвергались жестокой критике. Так, например, в редакционной статье журнала “Вопросы истории” читаем: “.. .была сделана попытка оправдать войны Екатерины II тем соображением, что Россия стремилась якобы к своим естественным границам, и что в результате приобретений Екатерины советский народ в войне с гитлеризмом имел необходимые спасительные плацдармы для обороны. Раздавались требования пересмотреть вопрос о жандармской роли России в Европе, как тюрьме народов... Кое-кто договорился до того, что открыто стал требовать замены классового анализа исторических фактов - оценкой их с точки зрения прогресса вообще, с точки зрения национально-государственных интересов. Понадобилось прямое вмешательство Ц.К. нашей партии, созыв им специального совещания историков, чтобы дать отпор этим ревизионистским идеям”.

Идеологическая кампания развернулась также по разоблачению “низкопоклонников перед Западом”, “космополитов” и “перерожденцев” в литературе, искусстве и философии. Не только интерес к жизни западных народов, но и желание иметь те блага, которые отсутствуют в СССР и которыми пользуются народы Запада - свобода и материальное благосостояние - были объявлены “низкопоклонством” и “безродным космополитизмом”.