История России
От Екатерины II до Сталина.

Главная страница

 

Содержание

Правительство и террористы

Реформы быстро меняли облик страны. Крестьянские выступления пошли на убыль - правительство в жесткой форме дало понять, что уступать не намерено. Началось массовое составление уставных грамот, в которых определялась стоимость выкупаемых земель.

Уже через два года такие грамоты были составлены на большую часть владений. Освобождение крестьян привело к перераспределению собственности значительно быстрее, чем рассчитывали творцы реформы.

Некоторые дворяне сказочно обогатились за счет выкупных платежей, но большинство, оставшись без крепостных, быстро разорялось. Дворянские имения переходили в собственность купцов, мещан, промышленников и новой бюрократии.

Резко изменилось и положение крестьян. Чтобы платить по ссудам, нужны были деньги. Уравнительные принципы общинного землевладения не позволяли сосредоточить в одних руках большую земельную собственность и перейти к фермерскому хозяйству, поэтому крестьяне искали заработок в городах, на строительстве железных дорог.

Выплата процентов по ссудам обрекла многих крестьян на нищету. Наконец, во многих местностях обнаружилась нехватка земли. Правительство принимало меры по организации переселения части крестьян в Сибирь.

Постоянные нововведения влекли неожиданные последствия, к которым нелегко было приспособиться. Размеренная жизнь сменилась бешеной активностью. Огромные капиталы рождались из ничего и исчезали в считанные дни. Возникали новые предприятия, акционерные общества.

Родовитость ценилась теперь куда меньше, чем деньги, связи и знания. Чтобы не отстать от жизни, нужно было знать курсы ценных бумаг, пускать в оборот деньги, следить за новинками технического прогресса.

А последним достижением были железные дороги. Правительство почти не вмешивалось в их строительство, которое на свой страх и риск вели частные компании. Размах был огромен - за 15 лет было построено 18,5 тыс. км железных дорог, и к 1880 году длина их достигла 20 тыс. км (в 1865 году - 1,5 тыс. км).

Железнодорожное сообщение способствовало развитию самых разных отраслей хозяйства - от металлургии до производства зерна на рынок. К 1880 году Россия вывозила за рубеж 40 млн центнеров зерна (в 1860 го­ду - 12 млн центнеров). Стремительно развивались технические науки.

Правительство и террористы