История России
Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного.

Главная страница

 

Содержание

“Третий Рим”. Василий III последний собиратель земли Русской.

Когда на престол взошел Василий III, иосифляне торжествовали, полагая, что теперь-то смогут обрести главенствующую роль в государстве. Но новый великий князь оказался так же неуступчив, как и его отец. Василий не только надеялся прибрать к рукам церковные владения, но и вернул из ссылки некоторых еретиков. Самым влиятельным из них был Вассиан Косой (в миру - князь Василий Патрикеев, один из опальных советников Дмитрия — внука Ивана III). Он убеждал Василия III освободить раскаявшихся еретиков.

Иосиф Волоцкий смог воспрепятствовать этому, но Вассиан остался в Москве.

Положение Иосифа Волоцкого осложнялось конфликтом с волоколамским удельным князем Федором Борисовичем, на землях которого стоял монастырь. Тот откровенно грабил обитель (как, впрочем, и другие монастыри в своих владениях), издевался над монахами и даже бил их кнутом.

Иноки стали покидать монастырь. Доведенный до отчаяния Иосиф бил че­лом великому князю, и тот сразу же согласился взять монас­тырь под свое покровительство, не считаясь с церковными установлениями. По правилам же Иосиф должен был вначале обратиться к новгородскому архиепископу Серапиону, в епархию которого входил Волоколамск. Князь Федор Борисович, желавший проучить непокорного игумена, пожаловался архиепископу, и тот отлучил Иосифа от священства. В ответ Иосиф написал на Серапиона донос, обвинив его в том, что архиепископ свою власть ставит выше власти великого князя.

Василий III оценил старания игумена. Серапион был лишен епархии и заточен в монастырь. За успех Иосиф заплатил дорогой ценой — он подорвал свой авторитет. Многие говорили, что лучше бы Иосифу было оставить монастырь и пойти прочь, чем бить челом великому князю. Но Иосиф надеялся вернуть себе былое влияние. В своих посланиях к государю он писал: «Царь... есте­ством подобен есть всем человеком, а властию же подобен есть вышняму Богу». Это не помогло ему вернуть доверия великого князя — неистовый игумен умер в опале в 1515 году.

В 1511 году Василий III возвел на митрополичий престол убежденного нестяжателя Варлаама. Поддерживал нестяжате­лей и афонский монах, знаменитый философ Максим Грек, приглашенный в 1518 году в Москву для исправления и перевода церковных книг.

Он изучил множество древних грамот, стремясь доказать незаконность монастырского землевладения. Нестяжатели предлагали взять все имущество церкви в казну. Идея была привлекательной, но опасной. Не было никаких гарантий, что нищая церковь станет поддерживать великого князя, а оказывать на нее давление не было бы никакой возможности.

Очень скоро Василий III убедился в обоснованности своих сомнений. Высокие идеалы нестяжателей мешали ему прово­дить свою политику. Когда великий князь хотел заманить в Москву внука Дмитрия Шемяки, чтобы лишить его свободы и отобрать княжество, митрополит воспротивился, за что и поплатился ссылкой в далекий монастырь за Вологдой. Но и Василию пришлось отложить свой план.

Северское княжество удалось присоединить лишь два года спустя. Вскоре после этого возник еще более серьезный конфликт, навсегда лишивший нестяжателей благосклонности великого князя.
“Третий Рим”. Василий III последний собиратель земли Русской.