История России
Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного.

Главная страница

 

Содержание

Сморгонский анатолий кадры гендиректором скартела станет анатолий сморгонский.

“Третий Рим”. Василий III последний собиратель земли Русской.

Василий III стал последним собирателем Русской земли и первым подлинным самодержцем. О нем говорили, что он все дела «запершись сам-третей у постели (в кабинете) вершает». Трон достался ему по воле судьбы и прихоти отца. В 1498 году Иван III назначил наследником престола и соправителем своего внука Дмитрия, но через три года заподозрил его в заговоре и заключил в тюрьму.

Иван III объяснял ситуацию просто: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детех и в своем княжении? Кому хочу, тому даю княжение». Теперь соправителем был объявлен Василий. Через три года он взошел на москов­ский престол.

Правил новый великий князь жесткой рукой, не допуская ни малейшего противоречия. Он продолжал линию своего отца: собирал русские земли и уничтожал прежние удельные вольности. Воспользовавшись смутой в Пскове, Василий в 1510 году без кровопролития присоединил Псковскую землю.

Псковских бояр он выселил из города, а на их место поселил московских. В 1520 году, узнав о том, что рязанский князь завел сношения с Крымским ханством, Василий вызвал его в Москву и заключил в тюрьму.

Земли Рязанского княжества отошли к Москве. Кроме того, Васи­лий продолжал войну с Литвой, которая завершилась при­соединением Смоленска, более ста лет находившегося под литовским владычеством. После этого практически все рус­ские земли (за исключением Западной и Юго-Западной Руси) оказались под властью Москвы. С этого времени Великое княжество Московское в полном смысле слова становится Россией.

Василий III чувствовал себя наследником византийских императоров — ведь в его жилах текла их кровь. Иван III всех своих сыновей наделил землями, но настоящим госу­дарем был только Василий, получивший 66 важнейших городов. Остальные сыновья не имели права сноситься с иностранными государями, чеканить монету и распоряжаться вотчиной по своему усмотрению. Хотя все они могли позволить себе зваться равными Василию, тот мало считался с их мнением.

Тема византийского наследия нашла отражение в теории «Третьего Рима». Впервые ее изложил псковский старец Филофей в посланиях к Василию III. Мировая история, по Филофею, являет собой смену мировых держав.

Первой державой был Рим Древний. Второй — Византия, отпавшая от право­славной веры и потому погибшая. Третьей мировой державой и последней защитницей истинной веры стала Московия, ибо «Четвертому Риму, как говорят пророческие книги, не бывать». Православие и русское самодержавие оказались спаянными воедино. Но церковь и русское государство далеко не сразу осознали эту неразрывную связь, и долгое время вели борьбу за высшую власть в стране, начавшуюся еще при Иване III.
“Третий Рим”. Василий III последний собиратель земли Русской.

Далее>>>